Флорентийская мозаика: что это и как изготавливается

Историческая справка

Второе название флорентийской мозаики — Коммессо. Эта техника поистине уникальна, ведь именно с ее помощью мастера много веков назад начали создавать бессмертные каменные росписи. Для работы использовались обломки полудрагоценных минералов. Эта техника восходит к 16 веку и сегодня ее актуальность не потеряна.

Первые письменные свидетельства об этих работах датируются четырнадцатым веком. Только герцог Медичи, живший во Флоренции, имел такую ​​работу. Эта семья была очень богатой, влиятельной и всегда брала под свою опеку талантливых художников, развивающих новые направления в искусстве.

Этот вид работы спустя 2 века привлек потомок герцога Медичи Франческо I. Человек нашел несколько талантливых мастеров из Италии и приказал им сделать мозаичное панно. Творчество мастеров было настолько уникальным и красивым, что это художественное направление начало стремительно развиваться.

Преемник Франческо I, Фердинандо I, основал первую мастерскую в 1558 году, где камни были должным образом обработаны и собраны в великолепные картины. Семинар назывался Opificio delle Pietre Dure и часто проводил открытые занятия для тех, кто хотел связать свою жизнь с уникальной и прибыльной профессией.

Для работы была набрана первая группа художников, умевших довести до совершенства искусство создания мозаики. Мастера научились творить с иллюзорной точки зрения. Магазин был активен и процветал уже в 1600-х годах, создавая мозаику для семейных часовен, украшения, которые могли себе позволить только очень богатые флорентийцы. Они буквально превратили свои погребальные часовни в произведения искусства.

Постепенно флорентийская мозаика становилась все более популярной. Уже в 18 веке в других странах Европы мастера активно использовали эту технику для сборки небольших деталей в оригинальные картины. Для украшения залов европейских дворов были наняты флорентийские ремесленники.

Историки, изучающие флорентийскую мозаику, отмечают, что период ее максимального расцвета приходится на рубеж второго тысячелетия. Состоятельные и влиятельные флорентийцы сделали все возможное, чтобы талантливые мастера могли развиваться, вносить свои идеи и воплощать их в жизнь. Такое покровительство подарило всему миру уникальную возможность лицезреть прекрасные каменные росписи.

Используемые материалы

Первоначальное изготовление флорентийской мозаики предусматривало использование в работе только драгоценных или полудрагоценных камней. Такие изделия стоили очень дорого, и позволить себе их могли только представители знати Флоренции.

Вскоре мастера начали работать с более доступными материалами. Главным критерием выбора была не только красота каждого фрагмента, но и его прочность, ведь именно благодаря такой избирательности мозаики не теряют своей красоты даже через несколько сотен лет.

Образ из камней отличается еще и стойкостью за счет того, что натуральные насыщенные оттенки такого материала не выгорают под воздействием солнечных лучей. Оттенки остаются такими же насыщенными и яркими. Мастера подбирают тона так, чтобы переход между цветами был максимально плавным, это дает возможность добиться большого сходства с оригинальной росписью.

READ  Камин в интерьере гостиной: 99 фото в современном стиле

Пример изображения, для которого он используется, можно назвать классическим:

  • джаспер;
  • темный мрамор для фона;
  • бирюзовый.
  • аметист;

Флорентийская мозаика

Насыщенные оттенки красиво контрастируют с мозаичным фоном. В результате получается яркое и чрезвычайно реалистичное произведение искусства. Техника выполнения флорентийской мозаики предполагает наличие на камнях небольших следов — это могут быть пятна, пятна, мазки разного размера. Получить их можно, подвергнув камень воздействию высоких температур. Если мрамор нагреть, он будет отдавать предпочтение нежному розовому оттенку. Если такую ​​манипуляцию провести с разновидностями халцедона, камни станут намного ярче.

Мастерам часто приходится изображать на мозаиках животных и листву деревьев. Важно правильно подобрать материалы. Листья могут имитировать каменные плиты, на которых видны прожилки. Камни с видимым ворсинчатым рисунком подходят для изображения животных.

Стекло

Флорентийская стеклянная мозаика, фото которой буквально завораживает своей реалистичностью, будет представлять собой гладкую и цельную структуру. Сегодня это направление не теряет своей актуальности. Подобной мозаикой украшают мебель и предметы интерьера.

Есть две основные категории стеклянной мозаики:

  1. Для украшения потолка, пола.
  2. Для украшения мебели, фурнитуры.

Активное развитие этого вида искусства приходится на 1500-е годы, мастера любили сочетать стекло с полудрагоценными и драгоценными минералами. Такое изделие не выгорает, устойчиво к другим факторам окружающей среды.

Керамика

Роспись из керамики раньше активно использовалась для отделки помещений, и сегодня такие изделия остаются востребованными. У керамической мозаики есть ряд преимуществ, это:

  • электрически изолированы;
  • отлично противостоит износу;
  • устойчивы к химическим веществам;
  • имеет низкую теплопроводность.
  • сопротивление ржавчине;
  • подходит для отделки любой поверхности;
  • прочный и прочный;

Флорентийская керамическая мозаика широко используется для создания панно на стенах и полах. Мастера работают с глянцевыми и матовыми материалами. Многие выбирают для отделки стен зеркальные поверхности. Для пола лучше всего подходят материалы без дополнительного блеска. Все швы между элементами тщательно затираются специальным раствором. Благодаря этому картина получается цельной, плотной.

Метод изготовления

Процесс создания флорентийской мозаики можно условно разделить на три этапа:

  • набор элементов мозаики: есть два пути: вперед и назад;
  • заготовительные операции — подбор качественного сырья, маркировка и огранка камня;
  • отделка — отделка и полировка изделия.

При выборе камня очень важно знать и учитывать его свойства, так как от него зависит направление огранки. Каждый минерал имеет индивидуальные оптические характеристики, по-особенному светится на свету и имеет свою структуру. Камень нужно смочить водой, тогда он станет блестящим, как после полировки, и можно будет понять, как будет выглядеть готовое изделие.

READ  Нужна ли барная стойка в интерьере гостиной: за и против

Выбранные камни маркируются и режутся на специальном станке. Во время этого процесса для охлаждения пилы наливают обильное количество холодной воды, при этом тщательно соблюдаются меры безопасности. Элементы нарезаются с запасом для обработки швов.


В наш век цифровых технологий все чаще применяется лазерная резка, передача рисунка с компьютера без ошибок и с необходимым запасом.

Необходимые фрагменты флорентийские мастера вырезали из тонких плит толщиной 2-3 мм с помощью специальной пилы — своеобразного бантика из эластичной ветки вишни, сложенной тугой ниткой. Некоторые мастера до сих пор используют этот аутентичный инструмент.

Обработка отдельных деталей по контуру выполняется на шлифовальном станке карборундовым шлифовальным кругом или алмазной лицевой пластиной, завершенная вручную алмазными напильниками.


При обратном сборке элементов в общую картину фрагменты мозаики укладываются лицевой стороной вниз по трафаретам и фиксируются изнутри клеевым составом к основе (например, из стекловолокна или кальки). Эта технология удобна для создания масштабного проекта — собранные таким образом крупные детали из мелких элементов затем собираются на месте. Этот метод также позволяет сгладить лицевую поверхность мозаики в условиях мастерской.

Техника прямой композиции — это наложение фрагментов рисунка сразу на перманентную основу. На выровненном слое арматуры на месте старые мастера выкладывали куски тесаных каменных плит. Сегодня прямая сортировка, как и обратная сортировка, часто выполняется в мастерских на основе из стекловолокна, а затем переносится на объект.


Собранное изделие обработано финишными и полировальными пастами. Для разных типов камня используются разные полирующие составы в зависимости от физико-механических свойств минерала.

Отделка придает камню восхитительный блеск, раскрывает все его игры и оттенки.

В чем особенность флорентийской мозаики

Флорентийские мастера несколько веков назад показали, какую красоту можно создать своими руками. Их работы всегда выглядели безупречно, и их последователи всегда стремились к этому высокому уровню. Тщательно подобранные детали создают однородную гладкую поверхность. Дальнейшая полировка заставляет эти полотна сверкать и сиять на солнце.

Флорентийская мозаика отличается обилием ярких и пастельных оттенков. Мастера всегда использовали всю палитру, стараясь максимально передать даже самые мелкие оттенки. К используемым материалам всегда предъявлялись высокие требования, они должны быть:

  1. Влагостойкая. Благодаря этому влага не проникает в панель, не разрушает ее. Влага с поверхности легко удаляется губкой и мягкой тканью. На мозаике не появляется плесень, коррозия. Этот лайнер идеально подходит для бассейнов.
  2. Морозостойкий. Это требование обязательно, если панель будет размещена вне здания. В этом стиле раньше и сегодня многие украшают беседки и крыльцо дома. Даже под толстым слоем снега и льда покрытие остается безупречным, а весной его достаточно вымыть и просушить, чтобы цвета засияли на солнце.
  3. Уникальный. Даже если мастер попытается повторить рисунок своего предшественника и выберет наиболее похожие материалы, его работа будет отличаться некоторыми деталями. Каждая флорентийская мозаика уникальна и в этом ее красота.
  4. Долгоиграющий. Стекло, керамика, полудрагоценные и дорогие камни сохраняют полную яркость и богатство оттенков на протяжении десятилетий и даже столетий. Выбирая такие материалы для отделки помещения или фасадных работ, можно не переживать, что через пару лет придется делать реконструкцию или что-то красить.
READ  Дизайн арок: виды и материалы (из гипсокартона, готовые и др

Мозаичное полотно — это не только красивое и долговечное вложение, но и огромная работа мастера. В среднем на создание каменного изображения уходит около 2 месяцев. Сегодня такие панно украшают большие церкви и соборы. Флорентийская мозаика украшает различную мебель, но не всем это по карману из-за высокой, но оправданной стоимости.

Становление и развитие стиля в России

Сложность технологического процесса, длительность изготовления (над отдельными произведениями мастера работали несколько лет) и использование полудрагоценных камней сделали это искусство элитным, величественным. Не все королевские дворы могли позволить себе содержать такую ​​лабораторию.

Русские мастера научились и развили эту технику при царице Елизавете Петровне, и многие их работы конкурировали с итальянскими моделями. Развитие этого стиля в России связано с именем мастера Петергофской гранильной фабрики Ивана Соколова, обучавшегося во Флоренции. Он умело использовал сибирскую яшму, агат, кварц. Сохранились воспоминания современников, где цветы, расположенные на камнях, казались живыми и благоухающими.


Основными центрами обработки флорентийской мозаики являются заводы в Петергофе и Екатеринбурге, а также Колыванский камнеобрабатывающий комбинат на Алтае. Русские камнерезы начинают широко использовать красивейший уральский малахит, имеющий выразительный узор и высокотвердые алтайские минералы, обработка которых возможна только алмазным инструментом.

В дальнейшем именно художники Колыванского завода для станции Барнаул создали одно из самых больших панно (46 м2), выполненное в этой технике.

Множество красивых мозаичных «картин» украшают стены Московского метрополитена и делают его гордостью столицы.



Источники

  • https://lubikamni.ru/obrabotka/florentijskaya-mozaika.html
  • https://stroy-podskazka.ru/mozaika/florentijskaya/

[свернуть]